Межгосударственные отношения между Россией и Турцией


Межгосударственные отношения между Россией и Турцией

Межгосударственные отношения между Россией и Турцией

История межгосударственных российско-турецких отношений насчитывает свыше пяти веков - сохранилось послание князя Ивана III по вопросам морской торговли, направленное 30 августа 1492 года османскому султану Баязиду II. Посольство же Российской империи в Стамбуле на постоянной основе открылось в 1701 году.

Дипломатические отношения между РСФСР и Турецкой Республикой были установлены 2 июня 1920 года. Дипломатические отношения с СССР установлены 23 июля 1923 года. В декабре 1991 года Российская Федерация признана правопреемницей СССР.

Российско-турецкие отношения опираются на широкую договорно правовую базу. Между Россией, в том числе в качестве государства-правопреемника СССР, и Турцией действует более 60 основополагающих документов, регламентирующих взаимодействие в различных сферах двусторонних связей. Наиболее важные из них - Договор о дружбе и братстве от 16 марта 1921 г., Договор о принципах взаимоотношений от 25 мая 1992 г., Совместная Декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства от 13 февраля 2009 года.

Отношения России с Турцией по многим направлениям вышли на уровень продвинутого, многопланового партнерства. Это подтверждает активно развивающийся политический диалог на высшем и высоком уровне. За последние четыре года в различных форматах на высшем уровне состоялось свыше десяти встреч руководителей России и Турции.

5‑6 декабря 2004 г. президент РФ Владимир Путин нанес официальный визит в Турцию, в ходе которого были подписаны Совместная политическая декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства, ряд межправительственных соглашений. В ноябре 2005 г. президент РФ Владимир Путин находился с рабочим визитом в Самсуне, где состоялась официальная церемония открытия трансчерноморского газопровода "Голубой поток".

12‑15 февраля 2009 г. президент Турции Абдуллах Гюль находился в России с государственным визитом, в рамках которого была подписана Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства.

10-12 января 2005 г. в Москве с рабочим визитом находился премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. 13 августа 2008 г. состоялась рабочая поездка Реджепа Эрдогана в Россию, в ходе которой он встретился с президентом России Дмитрием Медведевым и председателем правительства России Владимиром Путиным.

В августе 2009 г. в Турции с визитом находился премьер‑министр России Владимир Путин. В ходе визита российский премьер встретился со своим турецким коллегой Тайипом Эрдоганом. По итогам переговоров был подписан крупный пакет межправительственных документов.

Россия и Турция, в частности, договорились о строительстве второй ветки газопровода "Голубой поток", что позволит Турции стать крупным транзитером газа для стран Ближнего Востока. Кроме этого, стороны подписали протокол об участии РФ в строительстве первой в Турции АЭС – предполагается, что она будет расположена рядом с известными турецкими курортами.

Был подписан меморандум о сотрудничестве в космической сфере. Документ предусматривает сотрудничество по таким областям, как дистанционное зондирование Земли, навигационные системы, в том числе и ГЛОНАСС, а также совместное создание спутников.

После переговоров с Эрдоганом Владимир Путин был принят президентом Турции Абдуллахом Гюлем. Встреча прошла за закрытыми дверями.

В январе 2010 г. Россию посетил премьер-министра Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В Москве Эрдоган провел переговоры с президентом России Дмитрием Медведевым, а также встретился с главой правительства РФ Владимиром Путиным.

Президент России Дмитрий Медведев и премьер‑министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обсудили реализацию проектов газопроводов "Южный поток" и "Голубой поток-2", а также строительство первой на территории Турции АЭС.

По итогам встречи Россия и Турция подписали в Москве совместное заявление по сооружению АЭС на турецкой территории. Подписи под документом поставили вице-премьер РФ по ТЭК Игорь Сечин и его турецкий коллега.

Систематически проводятся российско-турецкие консультации по линии МИД, силовых ведомств двух стран, осуществляются контакты между заинтересованными министерствами и организациями.

В июле и сентябре 2008 г. состоялись официальный и рабочий визиты министра иностранных дел Сергея Лаврова в Турецкую Республику.

В июле 2009 г. Россию с рабочим визитом посетил министр иностранных дел Турецкой Республики Ахмед Давутоглу.

Из числа недавних межведомственных контактов выделяются визиты в Россию командующего ВВС Турции генерала армии Фарука Джомерта в июне 2007 г., министра транспорта и связи Турции Бинали Йылдырыма в апреле 2008 г., официальные визиты в Турцию главнокомандующего ВМФ России Владимира Высоцкого в июне и министра обороны России Анатолия Сердюкова в ноябре 2008 г., рабочая поездка министра транспорта России Игоря Левитина в Стамбул в декабре 2008 г. и официальный визит первого заместителя директора Федеральной службы безопасности (ФСБ) – директора пограничной службы ФСБ России Владимира Проничева в январе 2009 г.

Связи между Россией и Турцией в торгово-экономической сфере строятся на основе широкой договорно-правовой базы, включающей межправительственные соглашения о сотрудничестве в целом ряде отраслей.

С начала 1990-х гг. российско-турецкие торгово-экономические отношения демонстрировали поступательную динамику. При этом увеличение объемов двусторонней торговли происходило на фоне опережающего роста российского экспорта. По данным ФТС России, начиная с 2000 г. товарооборот вырос почти в 8 раз. Россия по итогам 2008 г. вышла на 1-е место по общему объему торговли. Российский экспорт составил 27,1 млрд долларов – прирост составил 47,5%, импорт из Турции – 6,1 млрд долларов – прирост на 45,2%.

Развитие мирового финансово-экономического кризиса привело к снижению объема товарооборота между Россией и Турцией.

По итогам 2009 г. товарооборот между Россией и Турцией сократился на 40% и составил по данным ФТС 19,6 млрд долларов, в том числе российский экспорт – 16,4 млрд долларов, импорт – 3,2 млрд долларов.

Главными особенностями взаимной торговли на современном этапе являются ее несбалансированность, как по объемам, так и по структуре. Количественный дисбаланс в пользу российской стороны туркам в определенной степени удается компенсировать доходами от туризма, «челночной» торговли, денежными переводами от своих граждан, а также турецких строительных и других фирм, работающих в России (по экспертной оценке – порядка 5,5‑6 млрд долларов (данные на декабрь 2009 г.).

В российском экспорте доминируют энергоносители (76%); металлы и изделия из них (14,3%), а в импорте из Турции ‑ продовольствие (34,1%); машины, оборудование и транспортные средства (почти 22%), потребительские товары (17%).

Одним из активно развивающихся направлений торгово-экономического взаимодействия наших стран является инвестиционное сотрудничество. Если до недавних пор российские инвестиции направлялись, главным образом, в уставный капитал малых и средних предприятий сферы услуг (всего около 200 млн долларов (данные на декабрь 2009 г.), то в настоящее время наметилась тенденция расширения направлений инвестиционного сотрудничества с Турцией – появились такие области сотрудничества, как мобильная связь, топливно-энергетическая и черная металлургия. Суммарный объем российских инвестиций в экономику Турции (по оценкам, около 4 млрд долларов (данные на 2009 г.) многократно вырос после реализации в конце 2005 г. контракта российской "Альфа Групп" с холдингом "Чукурова" на приобретение пакета акций крупнейшего турецкого оператора сотовой связи "Тюрксель".

Основными направлениями осуществления турецких вложений в Россию являются текстильная, пищевая, химическая, деревообрабатывающая, электронная и электротехническая промышленность, производство строительных и отделочных материалов и сфера услуг: торговля, туризм, банковский сектор.

Общий объем турецких инвестиций в России на конец 2008 г. достиг порядка 2 млрд долларов, что в 2,8 раза меньше, чем, в 2007 г. В основном это прямые инвестиции, и лишь весьма небольшую их часть – порядка 100 млн долларов – составляют портфельные инвестиции в виде ценных бумаг, приобретаемых на российском рынке пятью турецкими банками – "Япы Креди Москва", "Гаранти Банк Москва", "КредитЕвропМосква" (бывший "Финансбанк Москва"), "Зираат Банк" и "Денизбанк Москва". При этом практически не поддаются учету инвестиции во многие СП и предприятия, взятые турками в долгосрочную аренду, поскольку эти инвестиции, направленные на модернизацию и улучшение их работы, осуществляются путем приобретения оборудования и материалов на российском рынке.

Продолжает расширяться взаимодействие в энергетической сфере. "Газпром" в настоящее время поставляет Турции 63% всего необходимого ей газа (третье место после Германии и Италии). Объем поставок российского природного газа в Турцию в 2008 году превысил 24,5 млрд куб. м (в 2007 г. – 23,5 млрд. куб. м), в т.ч. 10,5 млрд куб. м – по газопроводу "Голубой поток". Обе стороны заинтересованы в расширении его мощности, в том числе путем прокладки параллельной ему газовой ветки ("Голубой поток-2") и продления ее через территорию Турции в средиземноморском направлении.

Нефти Россия поставляет в Турцию примерно на 1,8 млрд долларов в год, плюс еще на 1,1-1,3 млрд долларов – нефтепродуктов. Турция готовится начать строительство крупного нефтепровода Самсун-Джейхан, проект которого был утвержден еще в 2006 г. Президент Гюль объявил, что "мы хотим вместе с Россией реализовать проект нефтепровода Самсун‑Джейхан". Ветка в 550-километров должна связать турецкий черноморский Самсун с Кырыккале (15 километров от Стамбула), где она войдет в уже существующий трубопровод Джейхан‑Кырыккале. Мощность новой "трубы" рассчитана на перекачку 50-70 млн тонн нефти, поступающей из России и Казахстана, в средиземноморский порт Джейхан.

Хорошие перспективы для налаживания сотрудничества имеются у двух стран в области атомной энергетики.

Масштабный объем работ выполняют на территории России турецкие подрядные компании. За последнее десятилетие ими заключены контракты на сумму свыше 17 млрд долларов.

Совокупный объем прямых турецких инвестиций в России превышает 5 млрд долларов. В последние годы наблюдается заметное повышение интереса российских инвесторов к осуществлению капиталовложений в турецкую экономику.

Межправительственным органом, занимающимся вопросами развития и координации российско-турецкого торгово-экономического сотрудничества, является Смешанная межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). В рамках МПК действуют пять совместных рабочих групп (по энергетике, промышленности и технологиям, инвестициям и подрядным услугам, транспорту и транспортному строительству, стандартизации и метрологии).

Турция проявляет значительный интерес к сотрудничеству с субъектами Российской Федерации. Для развития и расширения деловых связей между регионами двух стран в конце 1980-х гг. были созданы и действуют Российско-турецкий деловой совет (до мая 2004 г. – в составе МЭРТ России, с августа 2004 г. – под эгидой ТПП России) и Турецко-российский деловой совет – в рамках Комитета по внешнеэкономическим связям Турции (ДЕИК). В их работе участвуют свыше 40 регионов России, более 150 турецких компаний и фирм.

Сохраняется широкое присутствие турецких компаний на российском рынке подрядных услуг. В России в настоящее время работает около 150 турецких строительных фирм. Основная их часть оперирует на объектах Москвы и области, Санкт-Петербурга, а также городов Татарстана, Башкортостана, Свердловской, Владимирской, Ростовской областей и Краснодарского края. Всего, с конца 1980-х гг. и по декабрь 2009 г. турецкими фирмами построено на территории России свыше 800 объектов.

Присутствие российских подрядных организаций в Турции заметно меньше. Общий объем выполненных ими работ оценивается примерно в 400 млн долларов. Подобную ситуацию призвано исправить участие в таких реализуемых в настоящее время проектах, как сооружение металлургического комбината в г. Искендерун (общий объем инвестиций 1,7 млрд долларов), газораспределительной станции "Сивас", гидротехнического тоннеля под проливом Босфор (проект "Мармарай"), газопроводов и мостов.

Немалый потенциал взаимодействия имеется в сфере военно-технического сотрудничества и ряде других высокотехнологичных областей.

Российско-турецкие связи в культурно-гуманитарной сфере осуществляются на основе российско-турецкого Межправительственного Соглашения о культурном и научном сотрудничестве от 19 июля 1994 г. В сфере гуманитарного сотрудничества действует ряд межведомственных документов.

Двусторонние обмены осуществляются в основном по линии непосредственного сотрудничества между ведомствами и организациями культуры обеих стран на коммерческой и некоммерческой основе.

В 2007 г. успешно прошли мероприятия в рамках Года российской культуры в Турции, а в 2008 г. – ответного Года турецкой культуры в России.

Знаменательным событием последних лет стало воссоздание в 2008 г. при содействии Посольства и Центра национальной славы в городе Гелиболу мемориального комплекса в память о российских воинах, умерших и похороненных здесь в 20-е гг. XX века.

Поступательно развивается сотрудничество министерств образования двух стран. Начиная с 1996 г. Россия ежегодно выделяет государственные стипендии для обучения и повышения квалификации граждан Турции в российских образовательных учреждениях (порядка 40-50 стипендий). Кроме того, значительное количество турецких абитуриентов – по разным данным, от ста до пятисот человек – обучаются в российских вузах на коммерческой основе.

Российская академия наук сотрудничает с турецкими научными учреждениями в различных областях. Регулярно осуществляются обмены визитами ученых, проходят научные конференции, симпозиумы и т.п.

Развивается сотрудничество на основе прямых связей университетов. Наряду с традиционными контактами (МГУ им. М.В.Ломоносова с Анкарским университетом и Университетом экономики и технологий при Союза турецких палат и бирж) активизируются учебные связи по линии Госуниверситета Санкт‑Петербурга с Анатолийским университетом города Эскишехира и Университетом Гази в Анкаре, в мае 2007 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Институтом стран Азии и Африки при МГУ и Средиземноморском университетом Антальи.

В области музейного дела налаживается сотрудничество Государственного археологического музея Антальи с Государственным Эрмитажем и Государственным музеем искусств народов Востока.

Активно развиваются контакты в сфере туризма. В 2008 году Турция заняла первое место по посещаемости российскими туристами. В 2008 г. Турцию посетили 2,2 млн (в 2007 г. – 2 млн) россиян. Однако, за 9 месяцев 2009 г. Турцию посетил 1 млн 723 тысячи туристов из России, что на 13,2 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда в стране побывали 1 млн 983 тысячи россиян.

В настоящее время Ростуризм и Министерство по делам туризма Турции проводят работу о пересмотре действующего с 1995 года Межправительственного "Соглашения в области туризма".


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Межгосударственные отношения между Россией и Турцией" в других словарях:

  • Межгосударственные отношения России и Армении — Дипломатические отношения между Россией и Арменией установлены 3 апреля 1992 года. Страны связывают отношения союзнического партнерства. Заключено более 200 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Российско-турецкие отношения — Российско турецкие отношения …   Википедия

  • Китайско-американские отношения — Китайско американские отношения …   Википедия

  • Армяно-российские отношения — Армяно российские отношения …   Википедия

  • Российско-армянские отношения — Дипломатические отношения между Арменией и Россией установлены 3 апреля 1992. Армения считается союзником России в Закавказье (также как Южная Осетия и Абхазия). Позиции России и Армении по большинству ключевых международных проблем совпадают или …   Википедия

  • История российско-турецких отношений — Российско турецкие дипломатические отношения были установлены в 1701 году, когда в Константинополе открылось посольство России. Хотя двусторонние межгосударственные связи насчитывают более пяти веков  историки ведут отсчет от послания князя… …   Википедия

  • СССР. Внешняя политика — Внешняя политика СССР Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа ‒ советское социалистическое государство ‒ и тем положила начало советской внешней политике,… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Внешняя политика СССР —         Основные принципы советской внешней политики          Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа советское социалистическое государство и тем положила начало советской внешней политике,… …   Большая советская энциклопедия

  • Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… …   Энциклопедия инвестора

  • Отрицание геноцида армян — Отрицание геноцида армян  ревизионистское[1] направление в историографии[2][3], которое, в отличие от общепринятого подхода[4][5][6], не признаёт геноцидом массовое уничтожение армянского населения в …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.